Ведется прием документов и консультации для внесение специалистов в Национальный реестр специалистов (НОСТРОЙ)

Вопросы-ответы

  1. Какие меры дисциплинарного воздействия могут применяться к члену саморегулируемой организации?

    Меры дисциплинарного воздействия являются мерами ответственности члена саморегулируемой организации за несоблюдение им требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

    Градостроительный кодекс предусматривает пять видов мер дисциплинарного воздействия:

    1) вынесение предписания об обязательном устранении членом саморегулируемой организации выявленных нарушений в установленные сроки;

    2) вынесение члену саморегулируемой организации предупреждения;

    3) приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

    4) прекращение действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ;

    5) исключение из членов саморегулируемой организации.

    При этом основания, по которым могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, различаются в зависимости от вида внутреннего документа саморегулируемой организации, положения которого нарушены.

    Так, в соответствии с частью 3 статьи 5515 Градостроительного кодекса приостановление действия свидетельства о допуске возможно только в случае несоблюдения членом саморегулируемой организации требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске или требований стандартов саморегулируемой организации. Таким образом, несоблюдение правил саморегулирования или правил контроля в области саморегулирования не является основанием для применения меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления действия свидетельства о допуске.

  2. Какие органы саморегулируемой организации могут выносить решения о применении мер дисциплинарного воздействия?

    В соответствии с нормами Градостроительного кодекса и Федерального закона «О саморегулируемых организациях» органами саморегулируемой организации, уполномоченными принимать решения о применении мер дисциплинарного воздействия к членам саморегулируемой организации, являются:

    - орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия (Дисциплинарный орган);

    - постоянно действующий коллегиальный орган саморегулируемой организации;

    - общее собрание членов саморегулируемой организации.

    Исходя из анализа практики деятельности саморегулируемых организаций в области применения мер дисциплинарного воздействия в отношении своего члена, можно отметить следующее.

    В соответствии с внутренними документами саморегулируемой организации в компетенцию Дисциплинарного органа входит принятие решений о применении в отношении члена саморегулируемой организации таких мер дисциплинарного воздействия, как предписание об обязательном устранении нарушений и предупреждение, а также вынесение на рассмотрение постоянно действующего коллегиального органа саморегулируемой организации или общего собрания членов саморегулируемой организации рекомендаций о применении мер дисциплинарного воздействия, полномочия по применению которых не относится к компетенции Дисциплинарного органа.

    Постоянно действующий коллегиальный орган саморегулируемой организации применяет в отношении членов саморегулируемой организации такие меры дисциплинарного воздействия, как приостановление или прекращение действия свидетельства о допуске. При этом принятие таким органом решения о прекращении действия свидетельства о допуске допускается только в случае неустранения членом саморегулируемой организации в срок, установленный в решении о приостановлении действия свидетельства, выявленных нарушений, если действие свидетельства о допуске в отношении такого члена саморегулируемой организации приостановлено.

    Общее собрание членов саморегулируемой организации вправе применять в отношении членов саморегулируемой организации любую из мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных статьей 55.15 Градостроительного кодекса.

  3. В каком порядке может быть обжаловано применение меры дисциплинарного воздействия?

    В соответствии с частью 4 статьи 5515 Градостроительного кодекса решение о применении меры дисциплинарного воздействия может быть обжаловано в арбитражный суд лицом, в отношении которого принято это решение.

    К рассмотрению дел об оспаривании решений саморегулируемой организации применяются нормы главы 24 Арбитражного процессуального кодекса. В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

    Частью 7 статьи 10 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» установлена возможность обжалования решений органа по рассмотрению дел о применении мер дисциплинарного воздействия в постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организацией. Однако это не препятствует прямому обращению члена саморегулируемой организации в арбитражный суд.

  4. Может ли саморегулируемая организация устанавливать обязательность уплаты единовременных целевых взносов и применять дисциплинарные взыскания за их неуплату?

    В статье 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» установлен открытый перечень источников формирования имущества саморегулируемой организации. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи федеральными законами могут устанавливаться ограничения источников доходов, получаемых саморегулируемыми организациями. Градостроительным кодексом не установлены ограничения источников доходов саморегулируемых организации в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.

    Градостроительным кодексом устанавливаются обязательные взносы, уплата которых является условием для вступления в саморегулируемую организацию и получения свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (вступительные взносы, членские взносы и взносы в компенсационный фонд).

    На основании статьи 12 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» иные источники формирования имущества саморегулируемой организации могут устанавливаться общим собранием членов саморегулируемой организации либо иным органом управления саморегулируемой организацией в соответствии с установленной компетенцией.

    Однако их уплата не может являться обязательным условием для членства в саморегулируемой организации и получения свидетельства о допуске. Неуплата таких взносов не может также являться и основанием для применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных статьей 5515 Градостроительного кодекса.

    Письмо Национального объединения строителей от 15 октября 2010 г. № 02-789/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 6. С. 263.

  5. Может ли саморегулируемая организация применить к своему члену, на предприятии которого произошел несчастный случай со смертельным исходом, меры дисциплинарного воздействия?

    Часть 1 статьи 5515 Градостроительного кодекса устанавливает право саморегулируемой организации применять в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия. При этом законодатель определил исчерпывающий перечень видов требований, несоблюдение которых может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия: требования технических регламентов, требования к выдаче свидетельств о допуске, правила контроля в области саморегулирования, требования стандартов саморегулируемых организаций, правил саморегулирования.

    Таким образом, саморегулируемая организация вправе применять в отношении своих членов меры дисциплинарного воздействия, на предприятии которого произошел на предприятии которого произошел несчастный случай, в случае, если он произошел вследствие нарушения требований, направленных на сохранение жизни и здоровья работников членов саморегулируемой организации в процессе трудовой деятельности, при условии содержания таких требований в указанных выше документах.

    Письмо Национального объединения строителей от 4 марта 2011 г. № 02.275/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 2. С. 264-272.

  6. Что такое правила саморегулирования и обязательно ли их утверждение саморегулируемой организацией?

    В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 555 Градостроительного кодекса правила саморегулирования – это документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Требования, основанные на законодательстве о техническом регулировании, устанавливаются в стандартах саморегулируемых организаций – документах, имеющих иной правовой статус.

    Часть 12 указанной статьи содержит перечисление сфер, которые могут регламентироваться правилами саморегулирования. Данный перечень является закрытым.

    Правилами саморегулирования могут устанавливаться:

    1) условия, подлежащие включению в договор подряда и обеспечивающие защиту интересов заказчиков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

    2) требования к исполнителям работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относительно предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с заказчиками этих работ, пользователями результатами этих работ;

    3) требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования;

    4) требования о страховании иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, о страховании работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица от несчастных случаев и болезней, условия такого страхования;

    5) требование о наличии сертификатов соответствия работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством таких работ, выданных при осуществлении добровольного подтверждения соответствия в определенной системе добровольной сертификации;

    6) требования к содержанию рекламы, распространяемой исполнителями работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    Согласно части 2 статьи 555 Градостроительного кодекса правила саморегулирования не являются обязательным документом саморегулируемой организации, в отличие от требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования и мер дисциплинарного воздействия.

    Однако на практике принятие правил саморегулирования в одной из предусмотренных законом сфер – сфере страхования гражданской ответственности за причинение вреда – стимулировано законодателем. В случае, если саморегулируемой организацией в форме правил саморегулирования не будут установлены требования о страховании гражданской ответственности за причинение вреда, то существенно возрастет минимальный размер взноса в компенсационный фонд, ― он составит один миллион, а не триста тысяч рублей.

  7. Возможно ли страхование всех членов саморегулируемой организации по единому договору страхования, по которому саморегулируемая организация является страхователем?

    Согласно пункту 3 части 12 статьи 555 Градостроительного кодекса требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования могут устанавливаться в правилах саморегулирования.

    При этом возможность определения саморегулируемой организацией в правилах саморегулирования или иным образом способа заключения договора по указанному виду страхования либо право на ограничение саморегулируемой организацией перечня страховых организаций Градостроительным кодексом не предусмотрены.

    Установление саморегулируемой организацией в своих внутренних документах (правилах саморегулирования) условия о том, что вышеуказанное страхование будет осуществляться путем заключения единого договора страхования, по которому саморегулируемая организация будет являться страхователем, а все члены саморегулируемой организации – застрахованными лицами, ограничивает право членов саморегулируемой организации на свободный выбор страховщика.

    При этом страховщики лишаются возможности конкурировать за заключение договоров страхования гражданской ответственности с членами саморегулируемой организации. Указанные действия саморегулируемой организации могут быть квалифицированы в качестве нарушения части 3 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

    Письмо Федеральной антимонопольной службы от 28 мая 2009 г. № ИА/16304 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 1. С. 181-182.

  8. Вправе ли саморегулируемая организация ограничивать объект страхования только работами, которые прошли сертификацию в определенной системе сертификации?

    В настоящее время при заключении договоров страхования гражданской ответственности члены саморегулируемых организаций, осуществляющие деятельность в области строительства, руководствуются Методическими рекомендациями по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренными на совещании Минрегиона России (протокол от 27 февраля 2010 г.), а также разработанными на их основе Унифицированными требованиями к страхованию гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

    В указанных документах при определении объекта страхования устанавливается, что в договоре страхования гражданской ответственности указываются все виды работ, на которые страхователь или лицо, ответственность которого застрахована, имели свидетельство о допуске на момент заключения договора страхования и в течение трех лет до начала действия договора страхования (при заключении договора страхования «на годовой базе»), или все виды работ, которые выполняются или будут выполняться при строительстве конкретного объекта (при заключении договора страхования «на объектной базе»).

    Установление саморегулируемой организацией требования о том, что объектом страхования является риск возникновения обязанности по возмещению вреда, причиненного только теми работами, которые прошли сертификацию в одной определенной добровольной системе сертификации будет являться нарушением требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции, поскольку в настоящее время существует несколько добровольных систем сертификации в области строительства.

    Письмо Национального объединения строителей от 16 июля 2010 г. № 02-311/10 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2010. № 4. С. 411-412.

  9. Какие негативные последствия для члена саморегулируемой организации могут наступить в случае заключения договора страхования, не соответствующего правилам саморегулирования, утвержденным саморегулируемой организацией?

    В случае заключения членом саморегулируемой организации договора страхования, не соответствующего правилам саморегулирования, а также в случае невыполнения членом саморегулируемой организации обязанности, предусмотренной правилами саморегулирования, по представлению в саморегулируемую организацию информации и документов, подтверждающих заключение договора страхования, к члену саморегулируемой организации могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные частью 2 статьи 5515 Градостроительного кодекса.

    Письмо Национального объединения строителей от 30 декабря 2010 г. № 02-2/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 241-242.

  10. Какие последствия могут наступить, если договор страхования заключен позже даты начала действия свидетельства о допуске?

    В случае если договор страхования заключен позже даты начала действия свидетельства о допуске, страховая компания не будет нести ответственности за вред, наступивший вследствие недостатков работ, допущенных с момента начала действия свидетельства о допуске до момента начала действия договора страхования. Ответственность за причиненный вред страхователь будет нести самостоятельно, а при недостаточности у него имущества субсидиарную ответственность будет нести саморегулируемая организация за счет средств компенсационного фонда.

    Для того чтобы избежать такой ситуации, необходимо, чтобы в правилах саморегулирования (требованиях о страховании гражданской ответственности за причинение вреда) было предусмотрено положение, согласно которому гражданская ответственность члена саморегулируемой организации по договору страхования должна быть застрахована на момент начала действия свидетельства о допуске и установлена соответствующая обязанность членов саморегулируемой организации.

    Если член саморегулируемой организации пропустил срок заключения договора страхования и действие свидетельства о допуске уже началось, в договоре страхования должно быть предусмотрено положение о ретроактивном периоде.

    Ретроактивным периодом считается период, который обеспечивает страховым покрытием возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ, выполненных в течение определенного количества времени до даты заключения договора страхования. Методическими рекомендациями по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренными на совещании Минрегиона России (протокол от 27 февраля 2010 г.), ретроактивный период рекомендуется устанавливать не менее чем в 3 года.

  11. Вправе ли саморегулируемая организация в своих Требованиях о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности устанавливать условия такого страхования, а также обязанность члена саморегулируемой организации представлять в самор

    В силу части 12 статьи 555 Градостроительного кодекса правилами саморегулирования могут устанавливаться требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, условия такого страхования.

    К таким условиям, в частности, относятся: определение обстоятельств, которые могут подпадать под понятие «недостатки работ»; исключения из страхового покрытия (перечень исключений); определение страховой суммы, на которую должен застраховаться член саморегулируемой организации; наличие ретроактивного периода и др.

    Требования о страховании членами саморегулируемой организации гражданской ответственности могут содержать обязанность члена саморегулируемой организации уведомлять саморегулируемую организацию о заключении, изменении, расторжении договора страхования и представлять в подтверждение указанных действий соответствующие документы.

    Так, согласно пункту 8.1 Методических рекомендаций по страхованию гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, одобренных на совещании Минрегиона России (протокол от 27 февраля 2010 г.), уведомление о заключении, изменении, расторжении договора страхования должно направляться в саморегулируемую организацию в срок не позднее пяти рабочих дней после соответствующего действия. К уведомлению о заключении договора страхования необходимо приложить копию договора (страхового полиса), копию документа об уплате страхового взноса. В уведомлении об изменении, расторжении договора страхования должна быть указана причина, по которой в договор вносятся изменения, или он расторгается. К уведомлению о внесении изменений в договор страхования, а также, при необходимости, документы, подтверждающие уплату страхового взноса.

    Правила саморегулирования утверждаются общим собранием членов саморегулируемой организации (пункт 6 статьи 5510 Градостроительного кодекса) и являются обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации (часть 1 статьи 5515 Градостроительного кодекса).

    Письмо Национального объединения строителей от 30 декабря 2010 г. № 02-2/11 // Бюллетень Национального объединения строителей. 2011. № 1. С. 241-242.

  12. Что является законодательной и нормативно-правовой основой стандартизации в саморегулируемой организации?

    С появлением института саморегулирования статус, процедуры принятия, применения и соблюдения стандартов организаций в области строительства были существенным образом уточнены.

    Во-первых, в соответствии со статьей 551 Градостроительного кодекса содержанием деятельности саморегулируемой организации является разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 555 Градостроительного кодекса (в т.ч. стандартов саморегулируемой организации), а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

    Во-вторых, в соответствии со статьей 555 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации вправе разработать стандарты, устанавливающие в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ.

    При этом в соответствии со статьей 555 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемой организации.

    В-третьих, в соответствии со статьей 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими … требований стандартов саморегулируемых организаций.

  13. Что является основной целью принятия стандартов саморегулируемой организации?

    Стандарты саморегулируемых организаций, принятые в рамках Системы стандартизации Национального объединения строителей, обладают особым статусом и реализуют специальные функции (по сравнению с другими стандартами организации):

    - позволяют повысить уровень качества и безопасности проводимых строительных работ и объектов капитального строительства;

    - обеспечивают нормативную поддержку системы контроля, действующую в саморегулируемой организации по требованиям техническим регламентов и по выдаваемым (выданным) допускам на право проведения работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624;

    - позволяют получить экономические преимущества (в части экономии компенсационных фондов, прямого снижения затрат на строительство, снижения затрат на страхование и т.д.);

    - позволяют внедрить современные технологии и материалы в строительстве.

    Таким образом, стандарты саморегулируемых организаций, внедренные в рамках в рамках Системы стандартизации Национального объединения строителей и подтвержденные в рамках Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей, обеспечивают не только поддержку и развитие института саморегулирования, но самое главное они обеспечивают реализацию главной цели саморегулирования – повышение уровня безопасности и качества объектов капитального строительства, снижение рисков для потребителей строительной продукции.

  14. Зачем необходимо было создавать Систему стандартизации Национального объединения строителей?

    С появлением института саморегулирования статус, процедуры принятия, применения и соблюдения стандартов организаций в области строительства были существенным образом уточнены.

    Во-первых, в соответствии со статьей 551 Градостроительного кодекса содержанием деятельности саморегулируемой организации является разработка и утверждение документов, предусмотренных статьей 555 Градостроительного кодекса (в т.ч. стандартов саморегулируемой организации), а также контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований этих документов.

    Во-вторых, в соответствии со статьей 555 Градостроительного кодекса саморегулируемые организации вправе разработать стандарты, устанавливающие в соответствии с законодательством о техническом регулировании правила выполнения работ, требования к результатам таких работ, системе контроля за выполнением таких работ.

    При этом в соответствии со статьей 555 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов саморегулируемой организации.

    В-третьих, в соответствии со статьей 5513 Градостроительного кодекса саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими … требований стандартов саморегулируемых организаций.

    45. Что является основной целью принятия стандартов саморегулируемой организации?

    Стандарты саморегулируемых организаций, принятые в рамках Системы стандартизации Национального объединения строителей, обладают особым статусом и реализуют специальные функции (по сравнению с другими стандартами организации):

    - позволяют повысить уровень качества и безопасности проводимых строительных работ и объектов капитального строительства;

    - обеспечивают нормативную поддержку системы контроля, действующую в саморегулируемой организации по требованиям техническим регламентов и по выдаваемым (выданным) допускам на право проведения работ в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624;

    - позволяют получить экономические преимущества (в части экономии компенсационных фондов, прямого снижения затрат на строительство, снижения затрат на страхование и т.д.);

    - позволяют внедрить современные технологии и материалы в строительстве.

    Таким образом, стандарты саморегулируемых организаций, внедренные в рамках в рамках Системы стандартизации Национального объединения строителей и подтвержденные в рамках Системы добровольной оценки соответствия Национального объединения строителей, обеспечивают не только поддержку и развитие института саморегулирования, но самое главное они обеспечивают реализацию главной цели саморегулирования – повышение уровня безопасности и качества объектов капитального строительства, снижение рисков для потребителей строительной продукции.

    46. Зачем необходимо было создавать Систему стандартизации Национального объединения строителей?

    В целях реализации основных принципов стандартизации (статья 12 Федерального закона «О техническом регулировании»), в т.ч. таких как обеспечение условий для единообразного применения стандартов, а также в рамках реализации положений Федерального закона «О техническом регулировании» (статьи 4 и 17), Градостроительного кодекса (статья 5520), Устава Национального объединения строителей (пункты 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.4, 2.2.5, 2.3.3 и 2.3.8) была создана Система стандартизации Национального объединения строителей.

    Создание Системы стандартизации Национального объединения строителей является одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности национального объединения строителей на 2010-2011 годы, одобренном на II-ом Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, прошедшем в апреле 2010 года в Санкт-Петербурге.

    В 2009-2010 гг. многие саморегулируемые организации разработали свои собственные стандарты, что на практике уже приводит к разобщенности и дезориентации предприятий строительного комплекса. При производстве работ строительная организация, привлекающая на основе субподряда организации, входящие в разные саморегулируемые организации, для выполнения одних и тех же работ может столкнуться с тем, что в каждой из этих саморегулируемых организаций будут существовать различные стандарты на производство аналогичных видов работ. Соблюдение требований стандарта будет контролироваться в каждой саморегулируемой организации, при этом одновременное соблюдение на объектах, где работы осуществляют несколько саморегулируемых организаций, будет невыполнимо на практике. По аналогичным причинам возникнут проблемы согласования проектной и рабочей документации с заказчиком, проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора, обеспечения капитального ремонта и эксплуатации зданий.

    В результате проведенного Национальным объединением строителей в 2011 году анкетирования саморегулируемых организаций более 91% опрошенных организаций положительно оценивают актуальность Программы стандартизации Национального объединения строителей, более 90% опрошенных организаций – готовы участвовать в работах по актуализации СНиПов либо доверяют в этой части проведение работ аппарату Национального объединения строителей.

    При этом в процессе обсуждения Системы было отмечено, что целый ряд саморегулируемых организаций настаивают на централизованной разработке стандартов Национального объединения строителей, так как необходимых специалистов и ресурсов в самих организациях не имеется. И это в полной мере соответствует такому принципу стандартизации как обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

    Система стандартизации Национального объединения строителей должна обеспечить входящим в него саморегулируемым организациям устанавливать на основе стандартов единые требования по выполнению работ в области строительства, методам контроля их проведения и их результатов. В Системе предусмотрена разработка специальных стандартов в области оценки соответствия объектов, работ (услуг), систем менеджмента, наилучших доступных технологий и других.

    Система стандартизации направлена, в том числе, на реализацию пункта 2.3.8 Устава Национального объединения строителей по поддержке и стимулированию инновационной активности членов объединения, содействию внедрению новейших достижений науки и техники, отечественного и мирового опыта в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

  15. Как формируется Программа стандартизации Национального объединения строителей?

    Программа стандартизации Национального объединения строителей была сформирована по предложениям комитетов Национального объединения строителей, по результатам опроса членов Национального объединения строителей, а также по предложениям инициативных профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций. В соответствии с утвержденным «Порядком формирования, ведения и реализации Программы стандартизации Национального объединения строителей» Программа была утверждена Советом Национального объединения строителей.

    В Программу входят стандарты, обеспечивающие безопасность и качество проводимых работ и объектов капитального строительства, в первую очередь необходимые саморегулируемым организациям для реализации приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, для организации контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций.

    Разрабатываемые в настоящее время документы по Программе стандартизации 2011-2012 годов охватывают более 100 видов работ из входящих в перечень, установленный приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 по следующим, наиболее широко применяемым направлениям, влияющим на безопасность работ и объектов капитального строительства:

    - работы по организации строительного производства, подготовительные работы;

    - свайные работы и закрепление грунтов;

    - устройство и монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;

    - монтаж металлических конструкций;

    - монтаж деревянных и каменных конструкций;

    - устройство кровель;

    - фасадные работы;

    - устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений;

    - устройство автомобильных дорог.

    Разрабатываемые документы объединяются в комплексы стандартов по организации строительного производства, ограждающим конструкциям, инженерным системам и т.д.

  16. 48. Как реализуется Программа стандартизации Национального объединения строителей?

    За время, прошедшее после создания Системы стандартизации Национального объединения строителей (сентябрь 2010 года), можно констатировать, что Система не только создана, но и реально функционирует.

    Разработаны, получили положительное заключение технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» и приняты основополагающие стандарты Системы стандартизации Национального объединения строителей.

    Кроме того, по предложениям Комитетов Национального объединения строителей, по результатам опроса членов Национального объединения строителей, а также по предложениям инициативных профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций была разработана и принята на этом же заседании Совета Объединения Программа стандартизации Национального объединения строителей, в которую входят стандарты, необходимые саморегулируемым организациям для реализации приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, для организации контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций, а также другие работы по стандартизации, проводимые в интересах членов Национального объединения строителей.

    Принятая в сентябре 2010 года и актуализированная в апреле 2011 года Программа стандартизации Национального объединения строителей предусматривает разработку более 90 стандартов и рекомендаций Национального объединения строителей. Основной приоритет при этом – обеспечение нормативной базы проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ.

    В ноябре 2010 года на заседании Совета Объединения был принят «Порядок формирования, ведения и реализации Программы стандартизации Национального объединения строителей».

    Причем к разработке стандартов активно подключились саморегулируемые организации, строительные организации – члены саморегулируемых организаций и объединения строителей: «Союз стройиндустрии Свердловской области», НП СРО «Главкузбасстрой», НП «МонтажТеплоСпецстрой», ОАО «Мосинжпроект», НП «АВОК», Ассоциация «АНФАС», ООО Научно-информационный учебно-производственный центр «Межрегиональный институт окна», ЗАО «ИСЗС-Консалт» и другие. К разработке стандартов привлечены ведущие НИИ в области строительства: НИЦ «Строительство», ЦНИИСК, ЦНИИПСК, НИИЖБ и др.

    В целях всесторонней оценки разрабатываемых стандартов Национальное объединение согласовывает разрабатываемые стандарты со всеми заинтересованными структурами (профильные комитеты и региональные координаторы) внутри Объединения, при необходимости – с другими национальными объединениями, органами власти (в т.ч. с органами, проводящими госконтроль (надзор) и, что очень важно, с крупнейшими заказчиками и потребителями (госкомпании, крупные холдинги и т.д.), проводит экспертизу таких стандартов в технических комитетах по стандартизации ТК 465 «Строительство», ТК 209 по лифтам или в других профильных ТК, а также публикует проекты стандартов на своем официальном сайте. После прохождения всех процедур публичного обсуждения, согласования и экспертизы стандарты Национального объединения строителей рассматриваются и утверждаются на заседании Совета Объединения. Причем принятые тексты стандартов и рекомендаций Национального объединения строителей размещаются на сайте Национального объединения строителей, а также официально издаются и рассылаются в каждую саморегулируемую организацию, которая является членом Национального объединения строителей, в профильные комитеты и региональным координаторам Национального объединения строителей.

    Далее каждая саморегулируемая организация может утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов в соответствии со статьями 555 и 5510 Градостроительного кодекса. При этом стандарты Национального объединения строителей, принятые саморегулируемыми организациями в качестве собственных документов, будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.

    В настоящее время прошли все необходимые процедуры обсуждения, согласования, экспертизы и утверждены 8 стандартов и 4 рекомендации Национального объединения строителей. До конца 2011 года должны быть приняты более 50 стандартов и рекомендаций Национального объединения строителей, проходящие в настоящее время экспертизу и согласование в профильных комитетах Национального объединения строителей.

  17. Как можно оценить стандарты саморегулируемых организаций, принятые ими самостоятельно в 2009-2010гг.?

    Анализ принятых саморегулируемыми организациями стандартов показывает, что в основном они делают ссылки на документы обязательного применения (СНиПы и ГОСТы), перечень которых установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р. При этом не учитывается, что эти документы в основном содержат требования к объектам капитального строительства, а не к правилам проведения строительных работ, как это должно быть в соответствии со статьей 55.5 Градостроительного кодекса. Также ряд саморегулируемых организаций своими стандартами фактически обязывают своих членов выполнять все нормативные документы, и действующие, и даже те, которые когда-либо будут приняты. В этом случае стандарты развязывают руки надзорным органам в установлении дополнительных требований и ограничений в деятельности членов саморегулируемых организаций.

    Такими стандартами саморегулируемые организации ставят своих членов перед надзорными органами исполнительной власти в положение заведомо виновных в нарушении подлежащих обязательному соблюдению требований, т.к. выполнить требования всех добровольных для применения стандартов, правил и норм невозможно.

  18. Можно ли применяться стандарты саморегулируемых организаций при проведении проверок соблюдения требований технических регламентов?

    Одной из насущных проблем на строительных объектах является проведение проверок в рамках строительного надзора с использованием ведомственных нормативных документов, которые не прошли соответствующую регистрацию в Минюсте России в качестве нормативных правовых актов. Стандарты саморегулируемых организаций, принятые и применяемые в соответствии с Градостроительным Кодексом, являются законным способом установления требований к правилам проведения работ и методам контроля за их проведением и их результатами. Таким образом, органы строительного надзора также должны будут руководствоваться данными документами. При этом в соответствии с изменениями в Федеральном законе «О техническом регулировании», внесенными Федеральным законом от 21 июля 2011 г. № 255-ФЗ, допускается применение стандарта организации для соблюдения требований соответствующих технических регламентов (часть 4 статьи 161 закона). В результате принятых изменений еще больше повышается статус стандартов организации при проведении проверок соблюдения требований технических регламентов как со стороны саморегулируемой организации (статья 5513 Градостроительного кодекса), так и со стороны органов государственной и негосударственной экспертизы и строительного надзора.
  19. Можно ли применять стандарты организаций как часть условий договоров строительного подряда?

    Основными законодательными актами, регулирующими условия договора строительного подряда, являются Гражданский кодекс (ст.ст. 740-757) и Федеральный закон о размещении заказов.

    В обоих законодательных актах нет прямых указаний о закреплении требований стандартов в качестве условий договоров подряда, однако при внимательном прочтении обоих актов становится очевидным, что законодатель предусмотрел такую возможность, желательность, а во многих случаях и фактическую обязательность наличия таких условий.

    Согласно статье 743 Гражданского кодекса, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации.

    Требования, предъявляемые к товарам, работам и услугам, закупаемым для государственных и муниципальных нужд, раскрыты в части 2 статьи 22 Федерального закона о размещении заказов в отношении конкурсной документации, которая должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Сразу заметим, что большая часть перечисленных требований, являются требованиями технического регулирования. В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в конкурсной документации.

    Таким образом, перечень технических требований к выполняемым строительным работам строительного подряда должен быть зафиксирован в договоре строительного подряда.

    Законодатель в Гражданском кодексе и Федеральном законе о размещении заказов оставил для сторон договора свободу в выборе способа описания технических требований к объектам и процессам строительства и вида технической документации.

    Градостроительный кодекс применительно к строительству зданий и сооружений использует понятие проектной документации как разновидности технической документации. В свою очередь, требования безопасности, которые должна обеспечивать техническая документация, устанавливаются законодательством о техническом регулировании. Для зданий и сооружений - Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Требования безопасности и энергоэффективности, предусмотренные указанным техническим регламентом, содержательно раскрываются через соответствующие технические нормы национальных стандартов, сводов правил (СНиПов), стандартов организаций, образующих доказательную базу Технического регламента (см. часть 4 статьи 161 Федерального закона «О техническом регулировании»).

    В тех случаях, когда технические требования к выполнению строительных работ отсутствуют в проектной документации, они могут быть установлены в договоре строительного подряда либо непосредственно, что на практике не используется по причине громоздкости, либо путем отсылки к документам в области стандартизации, содержащим описание требований к выполнению таких работ. Здесь мы сталкиваемся с дефицитом (или в большинстве случаев – отсутствием) документов федерального уровня, содержащих требования к многообразным строительным работам, и с невозможностью достаточно быстро разработать и принять такие документы. Восполнить такой дефицит должны стандарты организации, ориентированные в соответствии со статьей 555 Градостроительного кодекса на описание правил выполнения строительных работ.

    Положения Гражданского кодекса о договоре строительного подряда и Федерального закона о размещении заказов о конкурсной документации на право заключения договоре строительного подряда не предусматривают преимущества национальным стандартам и сводам правил перед стандартами организаций. В соответствии с частью 4 статьи 16.1 Федерального закона «О техническом регулировании» «неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение … стандартов организаций … для оценки соответствия требованиям технических регламентов».

    Таким образом, наличие в условиях договоров строительного подряда и условиях конкурсов на выполнение строительных работ для государственных и муниципальных нужд ссылок на требования стандартов, в том числе стандартов организации, полностью соответствует законодательству Российской Федерации.

  20. Каким образом саморегулируемые организации могут применять централизованно разработанные стандарты Национального объединения строителей?

    В целях упрощения применения в саморегулируемых организациях и распространения среди членов саморегулируемых организаций стандартов Национального объединения строителей были разработаны и размещены на сайте Национального объединения строителей «Рекомендации по методам применения, обозначению и оформлению стандартов Национального объединения строителей в качестве стандартов саморегулируемых организаций». В связи с многочисленными обращениями саморегулируемых организаций данный документ был доработан в части включения «метода прямого применения» стандартов Национального объединения строителей. В результате - после принятия общими собраниями саморегулируемых организаций стандартов Национального объединения строителей в качестве стандартов саморегулируемых организаций можно использовать официальные печатные издания стандартов Национального объединения строителей с включением в них выписки из протокола общего собрания и нанесением учетного штампа с номером стандарта саморегулируемой организации на обложке стандарта.

    Письмо Национального объединения строителей от 19 октября 2011 г. № 02-1492/11


41 - 60 из 167
Страницы:
Дата последнего изменения: 22.12.2018 12:29